Дизартрия — это тяжелое речевое нарушение, развивающееся на фоне расстройства иннервации мышечных структур в артикуляционном аппарате и поражения сегментов в речедвигательном анализаторе. Речевая дисфункция сопровождается нарушенной моторикой, патологиями звукопроизношения, голосового аппарата, речевого дыхания и стороны просодии. Запущенные формы расстройства речевого аппарата сопровождаются анартрией.

Диагноз «дизартрия» подтверждается по результатам неврологического и логопедического осмотра. Лечение речевой дисфункции включает в себя комплексный подход, состоящий из лекарственных препаратов, физиопроцедур, артикуляционных упражнений и логопедической работы.

Общая информация о расстройстве

Дизартрия относится к формам тяжелой дисфункции, протекающим с расстройствами фонации, артикуляционного аппарата, речевого дыхания. Также нарушаются интонационная, выразительная функция и темпо-ритмическая система, что приводит к потере четкости и членораздельности разговора.

Формирование расстройства речевого аппарата вызывают поражения структур нервных систем органического характера — как центральной, так и периферической. Заболевание диагностируется уже в младшем возрасте благодаря прямой и косвенной симптоматике. Речевая дисфункция диагностируется среди 4-6% детей, но в последние годы логопеды отмечают выраженную тенденцию к распространению расстройства.

Дети, страдающие от дизартрии, неправильно произносят слова, их речевая активность ухудшается, а во многих случаях становится практически невозможной.

Неразборчивая и нечленораздельная детская речь вызвана патологическим процессом, который может поражать разные уровни нервных тканей, контролирующие логическую цепь разговора и формирование звуков:

  • область подкорковых тканей;
  • черепные нервы и их ядра, контролирующие функцию нервного контроля языка и других зон ротовой полости;
  • мозжечок;
  • проводниковые пути к мозжечку и от него;
  • проводящий путь от церебральных ядер к области коры;
  • кора мозга.

Для подтверждения или опровержения диагноза пациенту необходимо проведение инструментального обследования с оценкой активности нервных волокон и структур, обеспечивающей иннервацию мускулов речевого аппарата.

Для комплексного улучшения речи ребенка рекомендован курс логопедических упражнений, различных техник массажа и приема лекарственных препаратов для восстановления работы нервных структур в сочетании с физиотерапевтическими методиками.

Типы и степени

Классификация дисфункции обусловлена несколькими критериями — степенью выраженности, понятностью речи для других людей, областью поражения и синдромологическим подходом.

По области поражения:

  • бульбарная — патологический процесс поражает бульбарную группу черепно-мозговых нервных волокон в области продолговатого мозга;
  • псевдобульбарная — вовлечение в двусторонний патологический процесс двигательных путей, соединяющих ядра бульбарных нервов с корковыми моторными центрами;
  • подкорковая — также называется экстрапирамидной, при этой форме поражаются подкорковые узлы в мозговых структурах;
  • корковая — очаговые поражения, распространяющиеся на кору мозга, чаще всего нижний отдел в центральной извилине в одном или двух полушариях;
  • мозжечковая — патологический процесс распространяется на ткани мозжечка и пути его взаимосвязи с остальными нервными тканями.

Типы по клиническому синдрому:

  • ригидный;
  • гиперкинетический;
  • паретический;
  • атактический;
  • гиперкинетическая.

Степени тяжести:

  • первая — считается стертой формой, так как выявление дефектов звукопроизношения возможно только при проведении специального логопедического скрининга;
  • вторая — расстройство произношения звуков заметно для окружающих, но при этом общий разговор человека остается членораздельным;
  • третья — речь больного нечленораздельная, доступная для понимания только наиболее близким родственникам;
  • четвертая — полное отсутствие речи или же ее нечленораздельность даже для самых близких людей.
Полная коррекция звукопроизношения возможна только для детей с первой и второй степень речевой дисфункции, которые сопровождаются сохранением мышления. Для третьей и четвертой стадии дизартрии характерно сочетание с ДЦП и другими грубыми нарушениями, при которых прогноз не всегда благоприятный.

Причины и провоцирующие факторы

Дизартрия может быть врожденной и приобретенной. В первом случае основными причинами становятся осложнения во время беременности или родоразрешения, во втором — воздействие определенных внешних факторов.

Распространенные провоцирующие факторы:

  • кислородное голодание ребенка на любом сроке беременности;
  • токсикоз;
  • конфликт резус-факторов матери и плода;
  • недоношенность беременности;
  • заболевания, перенесенные женщиной во время гестации;
  • наличие у матери и отца вредных привычек;
  • травмы плода во время родового акта;
  • осложнения в процессе родов;
  • асфиксия в процессе родового акта;
  • ядерная желтуха у новорожденного;
  • менингит и другие болезни нервной системы, перенесенные в раннем возрасте;
  • черепно-мозговые травмы;
  • патологии кровеносной системы;
  • инсульт;
  • новообразование в области головного мозга;
  • тяжелая форма гнойного отита;
  • наличие гидроцефалии;
  • тяжелая интоксикация организма;
  • оперативные вмешательства нейрохириругического характера;
  • наследственный фактор.
В большинстве случаев речевая дисфункция сопровождает церебральный паралич, имея такие же причины развития. Именно ДЦП выступает сопутствующей патологией в 75-80% случаев.

Значительно реже дисфункция сопровождает многие заболевания, среди которых миастенический синдром, болезнь Паркинсона, рассеянный склероз, сирингобульбия, церебральный атеросклероз, олигофрения и нейросифилис.

Клинические проявления

Главный признак заболевания — непонятность, невнятность и нечеткость произношения, напоминающая «кашу» в ротовой полости. Этому способствует некачественная иннервация мышечных тканей языка с губами и неба, голосовых связок и гортани. Именно поэтому для расстройства речевого аппарата характерен обширный перечень признаков речевого и неречевого типа.

  • проявления гипотонии, дистонии или спастичности мускулов артикуляционной системы;
  • усиленный тонус и перенапряжение мускулатуры языка, ротовой полости, лица и шеи;
  • постоянное плотное смыкание или полуоткрытый рот с отсутствием смыкания рта;
  • ограниченность артикуляционных жестов;
  • вялость языка, его неподвижность внизу ротовой полости;
  • ярко выраженное слюнотечение;
  • глухой или носовой тембр голоса;
  • голосовая слабость, иссякаемость;
  • стертость, монотонность, полное отсутствие интонации голоса;
  • ухудшение речевого дыхания с укороченным выдохом и учащенным дыханием в процессе произношения.

Характерной симптоматикой дисфункции считается устойчивость нарушений и сложность их устранения. Артикуляция всего звукового спектра у пациентов нарушена, при этом ряд звуков свистяще-шипящего характера обычно отличаются боковым и межзубным проговариванием, а твердые согласные смягчаются.
Нарушение функционирования речевого аппарата может иметь различную интенсивность выраженности с учетом формы и степени тяжести заболевания.

Бульбарная

У пациентов с бульбарным типом патологии наблюдаются проявления амимии, арефлексии, расстройства сосательной, глотательной и жевательной функции, а также гиперсаливации, развивающейся на фоне атонии мускулатуры ротовой полости.

Распространенные признаки:

  • ухудшение звонкости голоса;
  • нечленораздельность речи;
  • нарушения в работе нервной системы;
  • ухудшение зрения со сложностью зажмуривания глаз;
  • асимметрия овала лица;
  • нарушение глотательной функции с попаданием жидкостей внутрь носовой полости;
  • частые головные боли;
  • приступы головокружения;
  • тошнота;
  • хроническая усталость и упадок сил.

При этой форме дисфункции речевого аппарата пациент страдает от непонятной и чрезмерно простой артикуляции. Для звуков нехарактерна дифференциация между собой, из всех согласных образуется единственный щелевой звук. Голос имеет носовую окраску, отличается афонией или дисфонией.

Псевдобульбарная

Псевдобульбарный тип патологии сопровождается гипертонусом мускулатуры и спастическими параличами. В результате любые движения языком нарушаются, отвести его в сторону или приподнять кончик невозможно.

Для псевдобульбарного расстройства характерны следующие проявления:

  • затруднения переключения между артикуляционнымии позами;
  • синкинезия;
  • избирательные нарушения произвольных движений;
  • усиленное выделение слюны;
  • чрезмерный глоточный рефлекс;
  • наличие дисфагии;
  • вытекание слюны в уголках рта из-за невозможности плотного сжатия губ.

Разговор человека с этой дисфункцией отличается заторможенностью, невнятностью, смазанностью, носовым звучанием, серьезными нарушениями воспроизведения соноров и звуков свистяще-шипящего характера.

Подкорковая

Подкорковый тип дисфункции сопровождается выраженным гиперкинезом — непроизвольными насильственными движениями артикуляционной, мимической и другой мускулатуры. Гиперкинез образуется в спокойном состоянии и становится более заметным при попытках произнести слово, сопровождаясь непроизвольными гортанными криками.

Для пациентов с подкорковым типом расстройства характерен нарушенный разговорный темп с тахилалией, брадилалией, дизритмией. Этот тип патологии часто сочетается с другими разновидностями речевых дисфункций.

Мозжечковая

Мозжечковый вид дисфункции сопровождается нарушенной координацией речевого аппарата, который проявляется тремором языка, скандированным и толчкообразным произношением, обособленными вскриками.

Пациенты с мозжечковым типом имеют невнятное и замедленное произношение с нарушениями губных и переднеязычных звуков. У ребенка нарушается способность к чтению и письменной речи, ухудшиться концентрация внимания.

В большинстве случаев походка становится шаткой, равновесие нарушается, движения становятся неловкими на фоне активной атаксии.

Корковая

Для коркового типа дисфункции характерна схожесть с афазией и патологиями произвольной артикуляционной моторики. Но при этом у больного нет расстройств голоса и нарушенного речевого дыхания.

В зависимости от точного расположения патологического очага патология бывает кинестической постцентральной и кинетической премоторной.

Диагностические мероприятия

Дизартрия — дисфункция речевого аппарата, которое часто сочетается с другими нарушениями неврологического характера. Именно поэтому диагностикой дисфункции занимается не только логопед, но и детский невролог.

Диагностические мероприятия включают в себя проведение физикального осмотра ребенка с оценкой выраженности рефлексов. В случае необходимости врач может назначить комплекс дополнительных инструментальных обследований:

  • неросонография;
  • энцефалография;
  • электронейромиография;
  • транскраниальная магнитная стимуляция;
  • реоэнцефалография;
  • магнитно-резонансная томография мозговых структур.

Логопед оценивает речевые и неречевые дефекты, изучая все особенности анамнеза речевого формирования и дисфункций письменной речи.

При наличии показаний ребенку может потребоваться консультация других узкопрофильных специалистов — офтальмолога, отоларинголога, психолога или психотерапевта.

Основные направления терапии

Коррекция детской дизартрии — продолжительная и трудная. Она требует систематического проведения логопедической работы, грамотно подобранной медикаментозной терапии и курса физиотерапевтических процедур.

Основные направления коррекции:

  • медикаментозная терапия — курс ноотропных препаратов, сосудистых средств, витаминных комплексов и других лекарств на основании нарушений в организме;
  • логопедические упражнения, направленные на коррекцию мелкой моторики, исправление речевого и физиологического дыхания, организации речевого аппарата и голоса;
  • занятия лечебной физической культурой;
  • физиопроцедуры — курс точечного, сегментарно-рефлекторного массажа, акупрессуры, лечебных ванн, механотерапии, гирудотерапии, акупунктуры;
  • нетрадиционные методики реабилитационной терапии — пескотерапия, изотерапия, сенсорная терапия, дельфинотерапия;
  • санаторно-курортное лечение, дополнительно способствующее улучшению коммуникационных качеств пациента.

Оптимальные методики логопедической терапии подбираются в индивидуальном порядке с учетом формы и степени тяжести заболевания. Дополнительно могут назначаться занятия для коррекции или предупреждение дислексии и дисграфии, борьбу с нарушениями фонетических процессов и лексико- структуры речи.

Кроме логопедического направления, комплексная коррекция детской дизартрии требует комплексного решения. Дополнительно с ребенком работает невролог, психотерапевт, отоларинголог и другие узкопрофильные специалисты.

Ребенку с тяжелой формой речевой дисфункции рекомендуется посещать специальный детский сад, детям более старшего возраста — специализированное учебное заведение для учеников с тяжелыми речевыми нарушениями.

Немаловажная роль отводится родителям, на которых возлагается обязанность по организации общей программы терапии. Обычно нарушения при дизартрии сложно поддаются коррекции, требуя длительного и упорного труда. Ребенок очень сложно переучивается правильному звукопроизношению, поэтому успехом в процессе терапии станет строгое выполнение всех врачебных рекомендаций, настойчивость и терпение родителей.

Возможные осложнения

Нечленораздельность и нечеткость произношения у ребенка с запущенными формами дисфункции приводят к осложнениям в виде ухудшения слуховой дифференциации, фонематического синтеза, а также анализа.

Сложности с речевым произношением и недостаточный объем общения могут вызвать несформированность лексического запаса и серьезные проблемы в грамматическом речевом строе.

Именно по этой причине дети с речевой дисфункцией чаще всего страдают от фонетико-фонематической или общей речевой недоразвитости, а также спровоцированных ими форм дисграфии.

Матвеева Татьяна Викторовна>
Медицинский редактор
Опытный медицинский редактор и практикующий врач с более чем 25-летним стажем. Эксперт в создании высококачественного медицинского контента, обладает глубокими знаниями в сфере медицины и здравоохранения. Специализируется на современных тенденциях и инновациях в медицинской области.
This entry was posted in Полезно знать. Bookmark the permalink.

Все представленные на сайте материалы предназначены исключительно для образовательных целей и не предназначены для медицинских консультаций, диагностики или лечения. Администрация сайта, редакторы и авторы статей не несут ответственности за любые последствия и убытки, которые могут возникнуть при использовании материалов сайта.
Скидка на анализы по субботам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Add to Collection

No Collections

Here you'll find all collections you've created before.