Хронический гастродуоденит (код МКБ-10: К29) — воспаление слизистой нижнего отдела желудка и двенадцатиперстной кишки.

Для заболевания характерно чередование периодов обострения и ремиссии. Для устранения неприятных симптомов применяют комплексное лечение — медикаментозную терапию, диетотерапию, физиопроцедуры.

Общие сведения

Хронический гастродуоденит — длительно протекающая патология, для которой характерно воспаление пилорической части желудка и 12-перстной кишки. Протекает болезнь тяжелее, чем гастрит или дуоденит в отдельности.

Гастродуоденит — следствие воспалительных, дегенеративных и дистрофических процессов в эпителиальных тканях слизистой органов желудочно-кишечного тракта. В результате перестраивается эпителии, развивается дисфункция желез пораженных органов, нарушаются регенеративные, секреторные, моторные функции.

Провоцирующие факторы

Спровоцировать развитие хронического воспалительного процесса слизистой желудка и 12-перстной кишки могут системные заболевания, погрешности в питании и различные внешние и внутренние факторы.

Какие заболевания и патологии могут привести к развитию хронического гастродуоденита:

• снижение выработки желудочной слизи;
  • дисфункция надпочечников;
  • хронический гастрит, патологические процесс в печени, желчном пузыре, поджелудочной железе, язвенная болезнь;
  • колит, энтерит;
  • нарушения в работе эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной системы;
  • сбои в работе почек;
  • глистные инвазии;
  • пищевая аллергия;
  • аутоиммунные заболевания;
  • отравление пестицидами, кислотами, щелочами, солями тяжелых металлов;
  • инфицирование хеликобактер пилори;
  • генетическая предрасположенность.

Один из основных провоцирующих факторов — нарушение правил здорового питания. Длительные перерывы между приемами пищи и постоянное переедание, чрезмерное употребление горячих блюд и напитков, жареной, острой еды, соблюдение строгой диеты. К провоцирующим факторам относят алкогольную зависимость и курение, хроническую усталость, стресс, неблагоприятную экологическую обстановку, длительный или бесконтрольный прием лекарственных средств.

Клинические проявления

Из симптомов гастродуоденита хронического течения характерен болевой синдром в брюшной полости различной степени интенсивности, чувство тяжести в желудке. Через 1-2 часа после приема пищи появляются спазмы, дискомфорт в верхней части живота с правой стороны. Боль чаще всего ноющая, умеренная, может отдавать в спину, лопатку.

Другие проявления:

• на языке налет темно-желтого или белого цвета;
  • горький привкус во рту;
  • запоры сменяются диареей;
  • снижение аппетита;
  • тошнота, рвотные позывы, повышенное слюноотделение;
  • метеоризм, отрыжка;
  • признаки дисфункции вегетативной нервной системы — слабость, повышенное потоотделение, тремор пальцев, тахикардия.

При обострении патологии кожа становится бледной, снижается артериальное давление и частота сердечных сокращений. Иногда температура повышается до субфебрильных отметок.

Обострение заболевания чаще всего происходит в весенние и осенние месяцы. Острый период может длиться до 6-8 недель, но болевой синдром исчезает через 7-10 суток.

Диагностические мероприятия

Диагностикой и составлением плана лечения занимается гастроэнтеролог. Дополнительно необходимо записаться на прием к эндоскописту.

Методы диагностики:

1. Осмотр с пальпацией живота, сбор анамнеза.
  2. Клинические анализы крови и мочи, копрограмма.
  3. ЭГДС — при обследовании выявляют гиперемию, атрофию или увеличение слизистой. Дополнительно берут биоматериал для гистологического исследования.
  4. pH-метрия — метод определения кислотности пищеварительного сока.
  5. Электрогастроэнтерография, антродуоденальная манометрия — анализ моторных, эвакуаторных функций пораженных органов пищеварения.
  6. УЗИ органов брюшной полости, дуоденальное зондирование. Назначают для выявления сопутствующих заболеваний — панкреатит, гепатит, холецистит.
  7. Рентгенография с контрастом. Наблюдается беспорядочная, гиперактивная перистальтика, периодические спазмы. Складки кишки уменьшены или увеличены. Иногда наблюдаются застойные явления, признаки гастроэзофагеального рефлюкса .
  8. Тесты на хеликобактер пилори — тестирование дыхания, полимеразная цепная реакция, иммуноферментный анализ каловых масс.

Проводят дифференциальную диагностику для исключения язвенной болезни, спазма сфинктера Одди, панкреатита, холецистита, рака дуоденального сосочка, грыжи пищевода.

Методы лечения хронического гастродуоденита

Терапия заболевания включает несколько этапов — подбор диеты, медикаментозное и немедикаментозное лечение.

Диетотерапия

При хроническом гастродуодените диета — одна из важных составляющих лечения. Из рациона необходимо исключить продукты, которые требуют длительного переваривания. Вся пища должна быть разваренной, протертой или кашицеобразной.

Разрешенные продукты:

• слизистые или протертые первые блюда на овощном или некрепком мясном, рыбном бульоне;
  • нежирные сорта мяса и рыбы, готовить на пару, варить, тушить;
  • гречневая, манная крупа, рис, вермишель;
  • сезонные овощи в тушеном или отварном виде;
  • сливочное и растительные масла — добавлять в готовые блюда;
  • подсушенный хлеб из пшеничной муки, белые сухари;
  • паровой омлет, яйца всмятку;
  • кисель, желе, компот из сладких фруктов;
  • запеканка, суфле из нежирного творога;
  • кисломолочные продукты;
  • зефир, галетное печенье, мед, сладкий джем;
  • некрепкий черный или зеленый чай с молоком.

Во время обострения заболевания при повышенной и нормальной кислотности назначают стол № 1. При пониженной кислотности — диету № 2. После улучшения состояния — диету № 15. При запорах — № 3, при расстройстве стула — № 4. В первые 24 часа после начала рецидива показано голодание, можно пить воду или чай без сахара в небольшом количестве.

При гастродуодените нельзя употреблять горячую и холодную пищу, жирные, жареные блюда. В список запрещенных продуктов входят любые консервы, маринады, копчености и маринады, соусы и специи. Противопоказаны спиртные и газированные напитки, овощи в сыром виде, грибы.

Фармакотерапия

Задача медикаментозного лечения хронического гастродуоденита у детей и у взрослых одинаковая — купировать неприятные симптомы, устранить причины патологического состояния, снизить риск обострения болезни и развития осложнений.

Группы медикаментов:

• противомикробные препараты, средства на основе висмута для устранения хеликобактерной инфекции;
  • спазмолитики;
  • антацидные лекарственные препараты, ингибиторы протонного насоса;
  • антагонисты дофаминовых рецепторов, ферменты;
  • витаминные комплексы;
  • антидепрессанты.
При диагностировании флегмонозной формы патологии, дуоденальной непроходимости назначают оперативное вмешательство.

Немедикаментозная терапия

Физиотерапевтические процедуры назначают во время ремиссии и обострения заболевания.

Эффективные физиопроцедуры:

• лекарственный электрофорез и гальванизация;
  • ультразвуковая терапия — при нормальной и повышенной кислотности желудочного сока;
  • лечение диадинамическими или синусоидально-модулированными токами;
  • ДМВ-терапия;
  • индуктотерапия;
  • лазерная или магнитолазерная терапия;
  • аппликации с озокеритом, парафином, грязелечение;
  • лечение минеральными водами, хвойные, жемчужные ванны.

Физиотерапия благотворно влияет на основные патогенетические механизмы развития заболевания. Процедуры помогают нормализовать работу нервной, эндокринной, иммунной систем. Лечение способствует уменьшению проявлений воспаления и улучшению микроциркуляции, оказывает выраженное обезболивающее действие, восстанавливается трофика пораженных органов. Полученные положительные результаты сохраняются в течении нескольких месяцев.

Во время ремиссии назначают лечебную физкультуру. Специалист подбирает упражнения для улучшения кровообращения в брюшной полости и трофики слизистой оболочки желудка, ускорения репаративных процессов.

Дополнительно пациентам рекомендован курс психотерапии для изучения методов борьбы со стрессами и нервным перенапряжением.

Профилактика

Чтобы избежать обострения хронического гастродуоденита врачи рекомендуют придерживаться следующих правил:

• отказаться от вредных привычек;
  • правильно и сбалансировано питаться;
  • не забывать об умеренных физических нагрузках;
  • избегать стрессов и переутомления;
  • раз в 2 месяца проводить антирецидивную терапию.

При хроническом гастродуодените полностью вылечить болезнь невозможно. Спровоцировать рецидив могут различные факторы — стресс, погрешности в питании, переутомление. Но при соблюдении всех рекомендаций гастроэнтеролога можно избежать систематических обострений.

Заниматься самолечением хронического гастродуоденита опасно. Без правильной терапии развиваются опасные осложнения — язвенная болезнь, желудочные кровотечения, рак желудка или дуоденального сосочка, анемия, атрофический гастрит.

Эта запись была размещена в Справочник заболеваний,Х. Добавить в закладки постоянная ссылка.