ВПЧ (вирус папилломы человека, англ. Human papillomavirus, HPV) – это вирусы из семейства папилломавирусов, которые поражают слизистые и эпителий кожи.

До настоящего времени специалисты описали 190 типов ВПЧ у женщин и мужчин разных возрастов, каждый из которых отличается от близкого штамма минимум на 10%. Также выделяются типы, которые несут минимальный риск онкологии (6, 11) и максимальный (16, 18 и другие).

Высокоонкогенные типы (16, 18) в 95% случаев приводят к раку полости рта, 92% – анального канала, 89% – ротоглотки, 80% – влагалища и вульвы, 70% – шейки матки. Максимальный риск несет в себе 16 тип ВПЧ.

Типы 6 и 11 приводят к различным видам остроконечных кондилом, к рецидивирующему респираторному папилломатозу (последний чаще всего диагностируется у пациентов 5 или 20-30 лет).

Вирус папилломы человека (ВПЧ)

Почему возникает ВПЧ

Заболевания, которые развиваются из-за вируса, поначалу не вызывают никаких симптомов. Далее наступает их хроническое протекание, а в зоне входных ворот инфекции возникают патологические новообразования.

Носитель ВПЧ выступает источником возбудителя инфекционного заболевания. Способы передачи от зараженного человека к здоровому – любые виды полового контакта, вертикальный (от мамы к малышу), при прямом контакте с возбудителем заболевания или через зараженные предметы обихода.

Уникальная особенность ВПЧ – в том, что его проникновения в кровь не осуществляется. Это приводит к отсутствию воспалительной реакции во время инфицирования. В ходе инфицирования ВПЧ поражает незрелые гранулоциты: в дальнейшем они превращаются в перманентный источник заражения клеток эпителия. Риски инфицирования повышаются при микротравмах, воспалениях кожи и слизистой, что приводит к ослаблению местного иммунитета.

ВПЧ в хронической форме может присутствовать в области проникновения неограниченное время. Инкубационный период с момента заражения и до первых проявлений симптомов – 10-24 месяца. Чаще всего между инфицированием и возникновением остроконечных кондилом у мужчин проходит 11 месяцев, у женщин – 3 месяца. Человек может заразиться разными типами ВПЧ или только одним из них.

Минимальный промежуток времени между заражением и возникновением инвазивного рака достигает 10 лет.

Обычно ВПЧ диагностируется у молодых людей, которые часто сменяют половых партнеров. По информации ВОЗ, вирус есть у 50-80% людей, однако только у 5-10% из них заболевание имеет проявляющиеся симптомы. В результате большинство носителей вируса и не подозревают о его наличии в своем организме.

заражение вирусом папилломы человека

Разновидности ВПЧ

Специалисты выделяют 6 клинических разновидностей вируса:

• Остроконечные кондиломы. Представляют собой «выпячивания», напоминающие петлеобразные пальцы.
  • Папулы. Подобные поражения возникают без выпячивания, которые появляются на кератинизированном эпителии интимных органов.
  • Бовеноидный папулез и заболевание Боуэна. Поверхность таких пятен и папул ровная или неровная. Их цвет на слизистой – бурый, на поверхности кожи – коричнево-черный, светло-серый.
  • Респираторный папилломатоз. Папилломы появляются в дыхательных путях, которые ведут к легким из носоглотки и ротовой полости.
  • Пятнистые поражения. Подобные пятна могут иметь красноватый, коричневый, розовый, белый или серый цвет, возникают на слизистой интимных органов.
  • Кондилома Бушке-Левенштейна. Папилломы имеют мелкую форму, сливаются в одно крупное образование с большим основанием.

Также ВПЧ делится на субклиническую, клиническую и латентную формы.

Как проявляется ВПЧ

Заподозрить у себя наличие вируса человек может по таким симптомам:

• Папулы, папилломы, пятна на слизистых интимных органов и на коже. Подобные образования могут появляться группами или в одиночку.
  • Болезненные, дискомфортные ощущения при половом акте.
  • Ощущение зуда, покалывания, жжения в зоне поражения.
  • Болезненные ощущения, жжение и зуд при мочеиспускании, если высыпания и прочие образования появились в области уретры. Если в этой области поражения затронули большую зону, то мочеиспускание может быть усложнено.
  • Кровотечение и вызывающие боль трещины на слизистых и коже, подверженных поражению ВПЧ.

Как диагностировать у себя наличие ВПЧ

Если инфекционное заболевание протекает без клинических проявлений, то диагностировать его можно через молекулярно-биологическое обследование. Для диагностирования субклинического инфекционного заболевания необходимо провести молекулярно-биологические обследование, кольпоскопию, цитологию и морфологическую диагностику.

Для того чтобы лучше рассмотреть остроконечные кондиломы, специалисты часто делают анализ на ВПЧ: организуют пробу с 3-5% раствором уксусной кислоты. В случае, если после обрабатывания ею на шейке матки не образовались беловатые области, то результаты проведенного теста «-». Если же на шейке матки возникли белые точки, отличающиеся от общей поверхности, то результаты теста «+».

Для выявления эпителиальных изменений на шейке матки по причине наличия ВПЧ специалист проводит жидкостную цитологию с окрашиванием по Папаниколау. Подобный тест позволяет диагностировать рак шейки матки на самых ранних этапах его развития. Также благодаря данному обследованию можно выявить активный ВПЧ и предопухолевые состояния. Если полученные результаты не соответствуют норме, врачи используют разные классификации, чаще всего – атипичные клетки плоского эпителия неизвестного происхождения.

В дальнейшем можно провести тестирование на выявление ДНК ВПЧ, что позволит установить хроническую инфекцию.

Если папилломы у пациента появились в ротоглотке, специалист проводит тест на установление ДНК ВПЧ в соскобе эпителиальных клеток ротоглотки с помощью ПЦР. Вирус способен латентно жить в клетках базального слоя в течение продолжительного срока. ПЦР может диагностировать его наличие даже при отсутствии эпителиальных изменений и клинических проявлений.

Вместе с указанными исследованиями рекомендуется одновременно провести серологическое обследование, нацеленное на выявление гепатита В и С, ВИЧ и сифилиса.

Куда обратиться для диагностики и лечения ВПЧ

Специализация врача зависит от локализации бородавок, папиллом и других образований:

• К акушеру-гинекологу необходимо обратиться во время беременности, для диагностирования диспластических и фоновых заболеваний половых органов.
  • Если остроконечные кондиломы возникли внутри уретры, нужно записаться на прием к урологу, если в анальном проходе – к колопроктологу.
  • Обратиться к онкологу и хирургу следует при кондиломе Бушке-Левенштейна.
  • Если у пациента наблюдается иммунодефицит или заболевание носит рецидивирующий характер, нужна консультация аллерголога-иммунолога.

Как избавиться от ВПЧ

Пока ученым не удалось разработать методы лечения ВПЧ, которые были бы направлены специально на уничтожение инфекции папилломавируса. Официальные медицинские руководства указывают на деструктивные методы уничтожения внешних проявлений вируса – криодеструкция, радиодеструкция, электрокоагуляция, лазерная деструкция. Если заболевание носит циклический характер, необходимо повторно провести уничтожение остроконечных кондилом, одновременно принимая неспецифические противовирусные лекарственные средства.

Химические деструктивные методы предполагают использование 1,5% раствора цинка хлорпропионата, сочетание нескольких кислот и тригидрата нитрата меди раствор, который наносится на область поражения.

Для того чтобы укрепить мукозальный иммунитет, пациент принимает иммуномодулирующие препараты.

Наиболее опасное осложнение – возникновение онкологических образований.

Если не предпринять меры к лечению циклического респираторного папилломатоза, человек рискует столкнуться с серьезными последствиями вследствие непроходимости респираторного тракта.

Лечение осложняется тем, что данная инфекция распространена во всех странах, и ее последствия могут быть серьезными. Диагностика и лечение связанных заболеваний и осложнений требуют больших финансовых затрат – по «дороговизне» ВПЧ занимает второе место после ВИЧ-инфекции.

причины рака шейки матки

Как предупредить возникновение ВПЧ

В РФ зарегистрированы две вакцины против различных типов ВПЧ: 2-валентная (против 16 и 18 типов) и 4-валентная (против 6, 11, 16, 18). Прививка от ВПЧ показала высокие результаты. Минимальная продолжительность иммунитета после вакцины – 8-9 лет: по статистике, если провести вакцинацию девочке или девушке 9-25 лет, то вероятность поражения шейки матки раком уменьшается на 90%. В вакцинах содержатся белки оболочки вирусов, а не непосредственно вирусы. Данные белки и выступают антигенами для иммунных клеток.

Безопасность вакцин многократно доказана. Из побочных эффектов – только неприятные ощущения в точке укола, которые быстро проходят. Изредка возникает головная боль или прочие несущественные симптомы.

Специалисты рекомендуют вакцинироваться до первого полового акта.

Снизить риск заражения можно, если пользоваться средствами контрацепции и исключить случайные множественные половые контакты.

Несмотря на распространенность ВПЧ у женщин и мужчин во всем мире, необходимо лечить его проявления и своевременно предпринимать профилактические меры.

Эта запись была размещена в В,Справочник заболеваний. Добавить в закладки постоянная ссылка.