Дисграфия, или проблемы с письмом, является одной из наиболее частых причин проблем у детей в школе, наряду с дислексией и дизортографией. Если заметно, что у ребенка особенно невнятный почерк, он очень устал писать и не любит рисовать, стоит отвести его к специалисту, который проверит нет ли у него какиелибо нарушений.

Дисграфия (аграфия) — это частичная или полная потеря способности графически правильного письма, что часто приводит к его полной нечеткости.

Важно помнить, что дисграфические проблемы не обязательно являются следствием умственной отсталости ребенка. Люди, которые страдают аграфией, не имеют никаких умственных отклонений, и их развитие является нормальным во всех остальных отношениях.

дислексия и дисграфия в млодших классах
дислексия и дисграфия в млодших классах

Дисграфия — каковы ее причины

Дисграфия может развиться в результате повреждения части мозга, ответственной за овладение навыками письма, а также зрительного восприятия, что приводит к нарушению памяти и способности визуального анализа.

Причиной дисграфии может быть некоторая аномалия в работе рук мышечный тонус (слишком сильное напряжение мышц), особенно в случае пальцев и запястья, а также установившиеся неправильные привычки письма.

Дисграфия может быть связана с психомоторными расстройствами ребенка, гиперактивностью и неврозом. Также существует так называемый неопределенная дисграфия, которая может быть вызвана пренебрежением к обучению ребенка или нарушениями психического развития. Тогда становится заметно, что умственное развитие идет не так, как должно.

Дисграфия у младших школьников очень часто сопровождает такие заболевания, как СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), синдром Туретта и аутизм.

Очень часто родители детей, страдающих дисграфией, сами сталкиваются с этой проблемой. Если замечаются признаки заболевания в более зрелом возрасте, скорее всего это связано с невралгией.

Дисграфия у младших школьников фото
Дисграфия у младших школьников фото

Дисграфия — характерные симптомы

Часто из-за большого количества учеников в классе не каждый учитель может определить, что у когото из детей есть дисграфия. Учителя предполагают, что неразборчивый и не очень эстетичный почерк — результат недостаточной концентрации и усилий ученика. Дисграфия в первую очередь определяется неразборчивым стилем письма со следующими характеристиками:

  • неточное или неправильное написание букв,
  • слишком большой наклон от вертикали,
  • различающиеся размером буквы в пределах одного слова,
  • запутанные буквы,
  • неуверенное дрожащее письмо;
  • потеряны диакритические знаки и знаки препинания,
  • письмо между строчек.

Если заметно, что у ребенка помимо неприглядного и неразборчивого почерка такие симптомы, как неправильное сжимание ручки, утомляемость при быстром письме и отвращение к рисованию, можно довольно смело подозревать дисграфию.

У детей симптомы дисграфии в 1, 3 и 4 классе проявляются в виде неразборчивого почерка, пропусков слов, неполных предложений, некоторые буквы согнуты вправо, другие — влево. Также возникают проблемы с написанием слов. Ребенок очень часто заостряет внимание на факте написания слова, но не понимает, что он пишет.

Подростки и взрослые испытывают трудности с выражением и передачей мыслей на бумаге, а также с грамматикой и синтаксисом. Писать им намного труднее, чем говорить. Также существует большое несоответствие между тем, что человек пишет, и тем, что он на самом деле знает.

Какие бывают виды дисграфии?

Как правило, существует три типа дисграфии, которые имеют свои собственные симптомы.

  • Пространственная дисграфия. У ребенка с этим типом дисграфии нет орфографических ошибок в написанном тексте. Сложности возникают при копировании или переписывании других текстов. Кроме того, заметны трудности с рисованием.
  • Дисграфия дислексии. Характеризуется тем, что текст человека, который страдает данным заболеванием, полон орфографических ошибок. Обычно звуки в конце слова становятся глухими, ребенок «пишет, как слышит». Нет проблем с переписыванием и копированием других текстов. Рисовать тоже нетрудно.
  • Двигательная дисграфия. Ребенок, страдающий двигательным расстройством, в основном имеет проблемы с написанием текстов. Ярко выражено отсутствие координации движений, а скопированный текст содержит много ошибок.

Лечение: примеры письменных упражнений

Есть три способа лечения дисграфии.

  1. Можно поменять форму письма. Если ребенок борется с двигательными нарушениями, он может писать на компьютере и передавать свои знания устно.
  2. Одной из форм лечения дисграфии также может быть изменение требований к человеку, затронутому этой проблемой.
  3. Последним решением дисграфика могут быть специальные упражнения для рук, глаз и на фокус, при этом для их выполнения пригодятся не только ручка и лист бумаги, но также мелки, краски, маркеры, цветная бумага. Таким образом, упражнения превращаются в игру.

Лечение дисграфии следует проводить с помощью специального комплекса заданий, который разрабатывает психолог или педагог. Эти задания следует подбирать индивидуально с учетом предрасположенностей и возможностей ребенка. Некоторые из них:

  • рисование «ленивых восьмерок» — нужно двигать руками в воздухе, свободно рисуя большие восьмерки,
  • исправление и утолщение контуров изображения фломастерами, следуя линии рисунка,
  • трассировка шаблона это может быть шаблон, вырезанный из картона с простыми формами в начале. Также можно попросить ребенка обвести на бумаге свою руку или ногу,
  • рисование крупными свободными движениями на бумаге или другом носителе с помощью кисти, маркера, мелка.
  • покрытие цветом одной выделенной части листа определенной формы, можно попросить ребенка закрасить, например, квадрат в углу страницы,
  • точное рисование линий, желательно в клетчатых тетрадях, где ребенок найдет больше ориентиров при рисовании,
  • копирование рисунка данный вариант может быть проще, нарисовав сетку на картинке и на чистом листе бумаги (поможет найти ориентиры для перерисовки),
  • соединение точек сплошными линиями,
  • переписывание буквы строками,
  • связывание изображений с соответствующими названиями. Можно нарисовать различные предметы на листе бумаги и написать под ними их названия, далее ребенок должен соединить их, а затем раскрасить картинки.

Дисграфия — одно из заболеваний, которое может быть связано с плохими воспоминаниями о школьных временах. Важно быстро диагностировать проблему и как можно скорее начать лечение. Если симптомы дисграфии наблюдаются у ребенка, необходимо начинать трудотерапию с педагогом или психологом.

дисграфия с логопедом
дисграфия с логопедом

Дисграфия и левша

Очень часто дисграфия диагностируется у левшей или лиц, владеющих обеими руками. Это связано с латерализацией, т. е. преобладанием правой или левой руки, включая доминирующую руку, данный процесс происходит в нервной системе. Стоит помнить, что леворукость или двуручность не являются синонимом дисграфии.

Часто левши известны своим стройным и красивым почерком. Один из интересных фактов о дисграфии заключается в том, что дети-левши, которые вынуждены писать правой рукой, могут очень быстро овладеть ею.

Дисграфия и некрасивое письмо

Бывает, что у ребенка некрасивый почерк, но не проявляются черты, приписываемые дисграфии. Речь идет, в частности, о наклонных, перекрывающихся или больших буквах, а также о трудностях их сочетания.

Дети или взрослые, у которых нет признаков дисграфии и имеют неприглядный почерк, могут улучшить свои навыки. В последнее время стали очень популярны мастер-классы по каллиграфии. Если было принято решение не отправлять ребенка на такие занятия, тогда стоит заниматься с ним дома. Упражнения обязательно принесут благотворный эффект.

Для улучшения навыков письма у родителей или у ребенка важно использовать профессиональные и проверенные источники.

Эта запись была размещена в Полезно знать. Добавить в закладки постоянная ссылка.
Все представленные на сайте материалы предназначены исключительно для образовательных целей и не предназначены для медицинских консультаций, диагностики или лечения. Администрация сайта, редакторы и авторы статей не несут ответственности за любые последствия и убытки, которые могут возникнуть при использовании материалов сайта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *